Новый свод правил «СП 491.1325800.2020 Аэродромы. Правила обследования технического состояния», определяет требования к использованию специализированных аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих идентификацию и классификацию дефектов покрытий в автоматическом режиме, с целью создания базы данных, прогнозирования дальнейшего состояния покрытий и планирования мероприятий по их текущему, капитальному ремонту или реконструкции. Документ утвержден приказом Минстроя России от 25 декабря 2020 года № 863/пр и вступает в действие с 26 июня 2021 года.

В своде правил СП «Аэродромы. Правила обследования технического состояния» предусмотрено:

  • определение требований к использованию специализированных аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих идентификацию и классификацию дефектов покрытий в автоматическом режиме с целью создания базы данных и прогнозирования дальнейшего состояния покрытий, и планирование мероприятий по текущему, капитальному ремонту или реконструкции покрытий;
  • определение требований к применению специальных устройств, прошедших сертификацию в качестве средств измерения величин неровностей аэродромных покрытий;
  • определение требований к применению приборов неразрушающего контроля (раздел 7, п.7.2.5);
  • определение требований к применению средств высокоточного геометрического нивелирования, соответствующих требованиям ГОСТ 10528 для измерения вертикальных перемещений (деформации) покрытий при натурных испытаниях;
  • определение требований к применению геофизических методов исследований для: изучения состава конструкции искусственного покрытия (определение толщин конструктивных слоев, характера армирования бетона); выявления пространственного положения геологических границ; определения пространственного положения и свойств локальных неоднородностей в конструкциях и естественном основании (выявление внутренних деструкций слоев покрытия, обнаружение и оконтуривание участков изменения плотности грунтов, обводнения, зон повышенной трещиноватости, карстовых полостей, таликов, перелетков и мерзлых пород, отдельных ледяных включений и т.д.); изучения гидрогеологических условий; изучения состава, состояния и свойств грунтов; изучения инженерно-геологических процессов и их изменений; определения местоположения подземных коммуникаций.

Применение системного подхода при разработке свода правил СП «Аэродромы. Правила обследования технического состояния» впервые позволяет приступить к формированию баз данных для создания автоматизированных систем управления техническим состоянием аэродромов как их собственниками, так и операторами (эксплуатантами).